Фотогалереи

Видеофайлы

- Статьи

- Посетители на сайте

Сейчас 1275 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Курский трамвай

Автор: Администратор сайта Создано: 30.07.2012 00:34 Опубликовано: 30.07.2012 00:34 Просмотров: 5279

Если неTram-1 считать гужевого транспорта, то трамвай в Курске дал старт развитию всего общественного транспорта. Впервые, городские жители услышали трамвайные звонки и перестук колёс 18 апреля (по старому стилю) 1898 года. Именно в этот день состоялось торжественное открытие Курского трамвая. Курск -  второй Российский город, после Нижнего Новгорода, в котором пустили электрический трамвай. Заметим, что сначала планировали устроить так называемую «конку», по аналогии с Воронежем и другими городами. Пуск трамвая в Курске стал поистине историческим событием. Все Российские и многие иностранные газеты писали об этом событии.Tram-2

Первая трамвайная линия пролегала от Херсонских шпилей, это там, где сейчас улица 50-летия Октября соединяется с улицей Дзержинского и заканчивалась у Московской площади. Стоимость проезда составляла 8 копеек, это считалось дорого, но всё-же это в 10 раз дешевле, чем такса у извозчиков. При всём при этом, трамвай приносил прибыль.
Tram-3Недостатка в пассажирах не было, к основным вагонам, в летнее время, цепляли дополнительные прицепные. Вагоны Бельгийского производства были маломощные и для работы на холмистой местности не очень то приспособлены, так чтобы заехать вверх на Красную площадь трамвайчик заранее разгонялся и только после этого забирался на горку. Если пассажиров было слишком много, то им приходилось идти пешком на гору, а там опять садиться на поджидающий их вагон.

Tram-4

Бельгийский вагон. г. Курск

Tram-5

Прокладка путей по ул. Херсонская

В начале трамвайное депо насчитывало 12 вагонов, в 1913 году их численность составляла 18 штук.
Дальнейшие политические события в стране и начавшаяся Гражданская война не позволили нормально работать и развиваться трамваю. Долгих шесть лет не было слышно на улицах Курска привычного стука колёс и только осенью 1924 года в городе снова пустили трамвайное движение. Пришлось восстанавливать всё, что разрушили, а разрушено было всё от вагонов, до контактной сети и электрических подстанций, помогли железнодорожники. Трамвай вновь стал постепенно развиваться, в 1930 году построили Северное депо, были выделены деньги на покупку новых вагонов отечественного производства.

Tram-6Электростанция трамвая в Курске

Старые Бельгийские вагоны постепенно списали, а их место заняли отечественные серии «Х» производства Мытищинского завода.
Что же представляли из себя эти трамваи? Это были цельнометаллические (оконные рамы, крыша, пол были деревянные) клёпаные вагоны, с двумя площадками и дверьми, открывающимися вручную, при помощи специальных рычагов. Площадки были отделены от салона ещё и вторыми дверями – раздвижными, так зимой было теплее, в не отапливаемых вагонах. К моторным вагонам, часто цепляли прицепной вагон. Трамвайные вагоны серии «Х», были двухсторонние и посты управления в них были с двух сторон, соответственно и двери у них были с двух сторон.  Таким вагонам не требовались разворотные кольца, вагоновожатый, на конечной станции, переходил в другую кабину и трамвай мог ехать в обратном направлении. Для Курска такая схема была не актуальна, так как везде были разворотные кольца.  Впрочем, впоследствии вагоны модернизировали, оставив пост управления с одной стороны и убрав с левого борта двери.

Tram-7 Tram-8 Tram-9

В 1935 году был построен и введён в эксплуатацию очень важный и нужный участок до железнодорожного вокзала. Этому предшествовало постройка новой тяговой подстанции, нового моста через Тускарь и расширение и укрепление дамбы по которой пролегал путь. К 1940 году трамвайная сеть ещё увеличилась, проложили пути до Барнышёвской площади (пл. Добролюбова), а затем по Литовской и до кожзавода, затем её продлили до ул. Энгельса и далее до парка Солянка.

Tram-10

Разворотное кольцо на Барнышёвке. (пл. Добролюбова)

Вот такая, довольно протяженная сеть существовала тогда в предвоенном Курске. Начавшаяся война, опять остановила Курский трамвай. При обороне города, трамвайные вагоны пришлось использовать в качестве баррикад. По свидетельствам очевидцев и участников обороны города, перевёрнутый трамвай лежащий на площади Перекальского был укрытием для отстреливающихся защитников города от наступающих фашистов. За время оккупации Курска было разграблено всё трамвайное хозяйство. Сняты и вывезены в Германию рельсы и контактная сеть, оборудование электроподстанций.

Tram-11Трамвайные пути после освобождения города 1943 г.

Tram-12Востановление путей, Март 1943 г.

Tram-13Осень 1943 года. Пущено движение. Первые трамваи

После освобождения города, 8 февраля 1943 года, уже через десять дней стали восстанавливать трамвайное движение. К работам, по восстановлению трамвайного движения, привлекли пленных немцев. И вот 19 сентября 1943 года возобновилось трамвайное движение на участке от Хлебозавода до пл. Добролюбова.
Так постепенно возрождался Курский трамвай. Окончилась война, люди стали возвращаться к мирной жизни. Трамвай в Курске, как и в прежнее время был основным пассажирским транспортом.

Tram-101 Tram-102 Tram-103

В 1947 году произошёл трагический случай. Вагон серии «Х», сломался на подъёме по ул. Перекальского, тормоза тоже не сработали и трамвай с людьми покатился назад к Кировскому мосту. Горка была крутая, а перед мостом ещё и поворот, на котором трамвай и сошёл с рельсов. Пробив ограждения, вагон упал в реку.
В 1949 году, трамвайную линию протянули до парка Солянка, через год, трамвай дошёл до Льговского поворота, в 1951 году до завода РТИ и, наконец, в 1959 году конечная третьего и пятого маршрутов стала у завода синтетического волокна.

Tram-14Мост через Сейм. Слева виден реверсивный трамвайный путь

Интересно, что по Сеймскому мосту был проложен только один путь, подъехавший к мосту трамвай, должен был пропустить встречный, если тот уже начал движение по мосту. С обеих сторон моста были установлены светофоры для трамваев. Такой порядок движения просуществовал до 1980 года, когда, к открытию Олимпиады-80, построили новый, широкий мост, по которому сейчас и ездят трамваи.
По данным Министерства коммунального хозяйства, в 1957 году в Курске ежедневно на работу выходило от 55 до 65 вагонов, а за год ими было перевезено почти 49 миллионов человек. Трамвайные линии соединили практически все окраины. В городе уже вовсю эксплуатировались новые современные и вместительные вагоны МТВ-82. Об этих замечательных трамваях хочется рассказать подробнее.

Tram-15     МТВ-82 на ул. Ленина

Tram-16    Красная площадь

Tram-17    Вагон РВЗ-6 на Дзержинского

Tram-18   Новые МТВ-82 в Северном депо

Это первые четырёхосные трамваи появившиеся в Курске. Удобный салон, мягкие сиденья, зимой в нём было всегда тепло, под сидениями были установлены электрические обогреватели. Летом можно было открывать окна, которые при нажатии двух защёлок открывались вверх и фиксировались. Эти трамваи были самыми надёжными из всех ездивших по городу с 1898 года и до наших дней. Не было случая, чтобы он сломался и не смог своим ходом доехать до депо. Трамваи МТВ-82 эксплуатировались в Курске с 1952 года и до середины семидесятых годов.Tram-19
Один из списанных вагонов этой серии, ещё в конце девяностых годов можно было видеть в районе садов, в конце улицы Сумской, его использовали в качестве бытового помещения сторожа. При строительстве проспекта им. Клыкова, вырубили сад, а останки трамвая с бортовым номером 59, бульдозер закопал в овраге, теперь в этом месте проходит автотрасса.
В 1967 году в Курск стали поступать новые вагоны Татра-3, производства Чехословакии. Они восхищали всех тогда современным дизайном, плавностью хода, а особенно поражали лампами дневного света в салоне. Очень быстро они вытеснили старый добрый МТВ-82 и РВЗ-6.
Трамвайная линия, проходившая по улице Ленина и Дзержинского, имела один сложный участок, это крутой спуск и подъем от Красной площади к центральному рынку и обратно.

Tram-20    Татра перед спуском к Центральному рынку

Tram-21     Улица Ленина. Конец 60-х

Tram-22           Улица Луговая

Перед спуском, трамвай всегда останавливался, а дежуривший рабочий проверял тормоза и техническое состояние тележек и только после этого вагон медленно начинал спускаться к рынку, а дежурный шёл в будку, стоявшую прямо посередине улицы дожидаться следующего трамвая. Подъём же, трамваи преодолевали на

Tram-43В В Южном трмвайном депо

большой скорости, разгоняясь от остановки, которая находилась напротив места, где сейчас ЦНТИ. Собственно разгон, был необходим не потому что не хватало мощностей электромоторов, как в случае с Бельгийскими вагонами, а чтобы трамвай не забуксовал на рельсах посередине подъёма, это особенно было актуально в осенний период, когда на рельсы попадали опавшие листья и раздавленные колёсами и смешанные с водой они образовывали жирную плёнку, препятствующую сцеплению колёс с рельсами.
В 1973 году было принято решение убрать трамвай с центральной улицы, что вскоре и сделали, причём эту работу успели провести очень быстро, за два дня демонтировали рельсы и положили асфальт. Для ускорения процесса, сцепили два МТВ-82 и приподняв пути, подложили под них поперёк отрезок рельсы, привязанный к сцепке из вагонов. Когда трамваи волокли эту рельсу, забитые костыли, вылетали из шпал, словно игрушечные. В ликвидации трамвая на Ленина, в то время, конечно, не было необходимости, автомобилей было мало и трамвай никому не мешал. Для улучшения обслуживания пассажиров, на этом участке организовали новый автобусный маршрут №19. Однако автобусы не справлялись с таким объёмом пассажиров, в отличие от трамвая.Tram-23
Всегда переполненные, часто с незакрытыми дверями они “ползли” по Ленина, оставляя за собой чёрный шлейф дыма, а на остановках стояли не сумевшие втиснуться в переполненный салон недовольные пассажиры. Летом, положение становилось ещё хуже, автобусы привлекали для перевозки горожан на сельхозработы, и пассажирам в буквальном смысле приходилось “штурмовать” редкие автобусы, часто водители, намеренно проезжали остановку подальше, чтобы избавиться от лишних пассажиров, некоторые из ожидающих тогда пускались вдогонку автобусу.

Tram-24 Tram-25

Следующим, значащим этапом в развитие Курского трамвая, стал 1986 год. Было построено новое восточное депо и проложены пути по ул. 8 Марта, по новому путепроводу, через железную дорогу, так трамвай впервые появился в завокзальной части города. В 1988 году приобрели сразу 40 новых вагонов Татра 3М (Tatra T6B5SU), а ещё через год ещё 35 штук. Всего в городе насчитывалось тогда 220 вагонов.Tram-26
В 1998 году, Курскому трамваю исполнилось 100 лет. К празднику, работники ТТУ сделали ретро- вагон, репликар Бельгийского вагона, с которого и начинался Курский трамвай. С тех пор, этот трамвайчик часто можно видеть на улицах города в праздники, используется он и как экскурсионный.
К сожалению, в Курске не осталось старых вагонов, которые можно было назвать музейным экспонатом, всё уничтожено и сдано в металлолом и только на старых фото мы можем посмотреть каким он был раньше, наш Курский трамвай. Не исключено, что к следующему юбилею придётся КТТУ делать репликар Чешского вагона…
Tram-27В 2007 году, город покупает Екатеринбуржский 71-403. Покупка, приурочена к предстоящему в апреле 2008 года, 110-летия Курского трамвая. Другой причиной покупки нового вагона, было необходимость опробывать данную модель в эксплуатации на Курских линиях, чтобы принять решение о постепенной замене старых трамваев на модель 71-403. Вагон, больше и длиннее Т6В5 (Т-3М), но не смотря на это, он вписывался в крутые городские радиусы, Но всё же недостатков этого трамвая, оказалось больше его достоинств. Слишком сложный в ремонте, много не надёжных узлов, в том числе в электрооборудовании.

Tram-28Пл. Добролюбова

Tram-29Восточное депо

В 2012 году, Курская делегация, из трамвайно-троллейбусного управления посетила Прагу, чтобы посмотреть на предлагаемые по очень низкой цене, бывшие в употреблении вагоны Т-3. Вагоны, оказались, действительно, в очень хорошем состоянии, они соответствовали всем техническим показателям, так как проходили регламентное техобслуживание. Решено было купить 10 вагонов. И вот в ноябре 2012 года, на железнодорожных платформах, чешские Т-3, прибыли в Курск, на станцию Рышково. Единственный нюанс, в этой покупке то, что ширина трамвайной колеи в Курске и Праге не совпадают. Для нашей широкой колеи, пришлось ставить соответствующие тележки. Тем не менее, специалисты считают, что это очень выгодное приобретения, на данный момент.

Tram-30 Tram-32 Tram-33 Tram-34
Tram-31 Tram-35 Tram-36 Tram-37
Tram-38 Tram-39 Tram-40 Tram-41

Видеофильмы

Трамвай МТВ-82А Трамвай РВЗ-6
Вагоны типа "Х" Парад старых трамваев в Москве

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в BobrdobrОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

Копирование материалов с сайта "Наш Остров" допускается только с условием ссылки на источник

Besucherzahler
счетчик посещений

Logo 5